Радиостанции Р-412

Серия малоканальных тропосферных СМВ станций радиорелейной связи

Р-412

комплекс средств малоканальной тропосферной СМВ радиорелейной связи “Торф”

Р-412 1

Станция Р-412 работает в сантиметровом диапазоне волн. Рабочие частоты размещены в двух поддиапазонах. Сетка частот возбудителя – гетеродина, формирующего частоты излучения и первую гетеродинную частоту приемника, дискретна с шагом в 20 кГц.
В первом поддиапазоне формируется 5850 рабочих волн связи, а во втором 6000 волн.
В станции обеспечивается работа с фиксированным (192 МГц) и переменным (>192 МГц) разнесением частот приема и передачи. Основным видом работы является работа с фиксированным разносом частот в 192 МГц. При воздействии преднамеренных помех от соседних станций допускается работа с переменным разносом величиной >192 МГц.
В передающем устройстве существует возможность ступенчатого переключения мощности.

С помощью аппаратуры уплотнения П-303-ОБ или АЗУР-6 обеспечивается дуплексная связь по трем (шести) стандартным каналам ТЧ и одному каналу служебной связи при работе в режиме ЧУ (частотное уплотнение) – ЧМ (частотное телеграфирование), а также передачу и прием бинарной информации со скоростями 1.2, 4.8, 12 или 48 Кбод при работе в режиме ЧТ (частотная модуляция).

В станции имеется 100% резерв основного оборудования (за исключением антенн и входного устройства). Существующий комплект аппаратуры с учетом наличия резерва обеспечивает длительную непрерывную работу станции.

Широкая защищенность каналов ТЧ не менее 30,5 дБ в течение 95% времени.
Работа станции возможна только на стоянке.

Оконечная аппаратура подключается к Р-412 от УС по кабелю типа П-296 или ПТРК.
Служебная связь с УС осуществляется по проводным линиям или через радиостанция УКВ диапазона Р-138 “Скворец”.

Кабина водителя оборудована УКВ радиостанцией Р-105М «Парус-3» с преобразователем питания И-293.

При работе Р-412А на боевой позиции при обеспечении тропосферной связи служебные переговоры между аппаратной машиной и ЭПС осуществляется по проводной линии связи.

Система электропитания станции обеспечивает подключение аппаратуры станции к различным первичным источникам электроэнергии и стабилизацию напряжения, поступающего от них.
Электропитание ТРРС может осуществляться от ЭПС И-613, вырабатывающей переменное 3-х фазное напряжение 220В или от 3-х фазной сети переменного тока с напряжением 380/220В. Потребляемая от первичных источников электроэнергии мощность не превышает 20 кВт.

Мобильная, малоканальная тропосферная станция сантиметрового диапазона с частотным разделением каналов и частотной модуляцией в передатчике.

Станция состоит из двух агрегатов, размещенных в кузовах К-375 на шасси автомобилей повышенной проходимости Урал-375Д:

  1. – аппаратная машина И-606;
  2. – электропитающая станция (ЭПС) И-613.

Кузова аппаратной машины оборудован отопителем ОВ-65 и фильтро-вентиляционной установкой ФВУ-А-100н-12.

Кузов аппаратной машины разделен экранированной перегородкой для снижения интенсивности СВЧ колебаний до допустимых санитарных норм на 2 отсека:

  1. – отсек оператора;
  2. – аппаратный отсек.

В отсеке оператора размещены:

  1. – приемник И-246М – 2
  2. – возбудители-гетеродины И-236М – 2
  3. – пульт управления И-326М – 1
  4. – телефонный аппарат ТА-57 – 2
  5. – аппаратура телефонной громкоговорящей связи АТГС-П – 1
  6. – радиостанция Р-138 “Скворец” – 1
  7. – каркас-опора и поворотное устройство антенны И-116 – 1
  8. – аппаратура уплотнения П-303ОБ – 1
  9. – щит распределения питания А-258 – 1
  10. – щит коммутации питания И-256 – 1
  11. – вводный щит И-317 – 1
  12. – комплект контрольно-измерительных приборов (КИП) – 1
  13. – имитатор сигнала И-129 – 1
  14. – генератор 192 МГц И-133 – 1
  15. – комплект запасного имущества и принадлежностей (ЗИП) – 1
  16. – комплект документации – 1
  17. – артиллерийская буссоль ПАБ-2М – 1

В аппаратном отсеке размещены:

  1. – передатчик с системой охлаждения И-216 – 2
  2. – входное устройство приемников И-279М – 2
  3. – волноводный тракт с полосовыми фильтрами, дуплексерами и распределителем мощности И-126 – 1
  4. – каркас-опора и поворотное устройство антенны И-116 – 1
  5. – автоматический дегидратор МАД 127/220 – 1
  6. – коаксиальные переключатели ПК-453-50 – 2

Компоновка агрегата

Р-412

1 – УКВ радиостанция Р-105М “Парус-3”;
2 – преобразователь питания И-293;
3 – блок управления фильтро-вентиляционной установкой ФВУ-А-100н-12;
4 – блок управления отопителем ОВ-65;
5 – щит питания кузова;
6 – отсек оператора;
7 – дверь входная в отсек оператора;
8 – кресло оператора;
9 – вводный щит И-317;
10 – диван для отдыха членов экипажа;
11 – отсек ЗИП, спальники, имущество ??? ;
12 – дверь в аппаратный отсек;
13 – перегородка экранированная в аппаратный отсек;
14 – аппаратный отсек;
15 – усилители мощности возбудителя И-236М;
16 – лючок подключения ??? ;
17 – блок подключения ??? ;
18 – щит распределения питания А-258;
19 – щит коммутации питания И-256 всей аппаратной;
20 – каркас-опора передней антенны И-116 и стойка аппаратуры уплотнения П-303ОБ, под стойкй П-303ОБ – её блок питания;
21 – привод поворотного устройства передней антенны И-116;
22 – радиостанция УКВ диапазона Р-138 “Скворец”;
23 – отсек, ящик, для документов;
24 – аппаратура телефонной громкоговорящей связи (АТГС-П);
25 – пульт управления И-326м;
26 – столешница;
27 – стойка приёмников И-246М и возбудителей-гетеродинов И-236М;
28 – стойка с блоками ЗИП ??? ;
29 – блок ??? ; 30 – блок ??? ; 31 – блок ??? ; – СВЧ фильтры, ответвители и т.д.
32 – лючок вентилятора аппаратного отсека;
33 – 3 каскад передатчика на амплитроне с жидкостным охлаждением;
34 – 1 каскад передатчика на амплитроне с жидкостным охлаждением;
35 – 2 каскад передатчика на амплитроне с жидкостным охлаждением;
36 – каркас-опора задней антенны И-116 с приводом поворотного устройства;
37 – радиаторы системы охлаждения передатчика с вентиляторами.

Тропосферная радиорелейная станция (ТРРС) Р-412 «Торф» предназначена для осуществления прямых связей на расстояния не менее 150 км и для строительства тропосферных радиорелейных линий связи протяженностью 500-560 км при трех ретрансляциях.

В начале 70-х годов коллективом КБ Красноярского радиотехнического завода, под руководством главного конструктора Гуревич Б.И., была разработана шестиканальная станция тропосферной связи Р-412А “Торф”, размещенная на двух автомобилях Урал-375Д. Станция предназначалась, для замены серийно выпускаемой двухканальной тропосферной станции Р-133 “Корвет” и по ТТХ значительно превосходила ее (количество каналов, достоверность принимаемой информации, надежность, удобство эксплуатации, меньшая потребляемая мощность).

Большой вклад в дело создания и серийного освоения станций, а также оснащения ими войск, внесли коллективы разработчиков и серийных изготовителей, и в первую очередь т.т. Кабанов В.П., Гуревич Б.И., Ширман Д.М., Жиганов О.А., Овчинников Н.М., Чумиков В.Ф., Ханин М.Б., Терзиян С.В., Шевченко Л.Г., а также генералы и офицеры заказывающего управления НС ВС, 16 ЦНИИИ МО и военных представительств МО: Шитов Е.А., Редин А.П., Лузин И.С., Сиваков И.Р. Блинов И.Н., Жбанов Е.Н., Репин В.М., Пелевин СВ.

За годы серийного производства было выпущено и поставлено в войска и в народное хозяйство СССР, а также в войска стран Варшавского Договора, несколько тысяч станций Р-412 различной модификации.

Серийное производство станций осуществлялось:

  1. – Красноярским радиотехническим заводом
  2. – радиозаводом в г. Светловодск
  3. – по лицензии в Венгрии.

Р-412А

автомобильная станция армейского звена управления “Торф-А” комплекса Р-412 (“Торф”). Размещается на 2 автомобилях Урал-375А с кузовами-фургонами К375

Р-412А 1  Р-412А 2

Рабочий диапазон

Рабочие частоты размещены в двух поддиапазонах, МГц:
1 – 4438 – 4555
2 – 4680 – 4750

Шаг сетки частот, кГц 20

Количество волн в поддиапазоне;
1 – 5820
2 – 6000

Дальность связи, км:

  1. – на одноинтервальной ТРРЛ, не менее 150
  2. – при 3-х ретрансляциях, до 560

Мощность излучателя передающего устройства на любой
из волн связи в каждой антенне, не менее, Вт

  1. – при работе одним передатчиком в режиме деления 200
  2. – при работе двумя передатчиками 400

Скорость передачи бинарной информации, до, кБод 48

Достоверность передачи бинарной информации
в 95% времени 5-ти минутных сеансах связи, не хуже 10-3
Коэффициент шума приемного устройства, не хуже, дБ 7.5

Электропитание станции:

  1. – от автономного источника тока, ЭПС И-613,
  2. – в полевых условиях, В 3х230
  3. – от промышленной сети переменного тока, В 3х380/230
  4. – потребляемая мощность, не более, кВт 20

Экипаж станции Р-412А, человек:

  1. – начальник станции 1
  2. – механик тропосферной связи 3
  3. – водитель-электромеханик 2

Время развертывания станции Р-412А с момента установки
ее на позиции до вхождения в связь, не более, мин. 30

Габаритные размеры аппаратной машины И-606 (ДхШхВ), мм 8050х2600х3460

Масса, кг 13200

Р-412А 3Р-412А

Состоит из двух аппаратных, размещенных в кузовах К-375 на шасси автомобилей повышенной проходимости УРАЛ-375.

Аппаратная машина И-606 имеет габариты 8050х2600х3460 мм и массу 13200 кг.

В кузове аппаратной машины размещена следующая аппаратура:

  1. – Возбудитель – гетеродин И-236 М 2
  2. – Усилитель мощности возбудителя И-236 М 2
  3. – Передатчик с системой охлаждения И-216 2
  4. – Входное устройство (УСВЧ) И-279м 1
  5. – Приемник И-246м 2
  6. – Аппаратура уплотнения П-303об (П-303-6) 1
  7. – Волноводный тракт с полосовыми фильтрами дуплексерами и распределителем мощности И-126 1
  8. – Коаксиальные переключатели ПК-453-50 2
  9. – Пульт управления И-326м 1
  10. – Имитатор сигнала И-129 1
  11. – Генератор 192 МГц И-133 1
  12. – Радиостанция Р-138 1
  13. – Аппаратура АТГС-П (аппаратура телефонной громкоговорящей связи) 1
  14. – Телефонный аппарат ТА-57 2
  15. – Автоматический дегидратор МАД 127/220 1
  16. – Щит коммутации питания И-256 1
  17. – Вводный щит И-317 1
  18. – Комплект КИП (контрольно-измерительные приборы) 1
  19. – УКВ радиостанция Р-105М 1
  20. – Комплект ЗИП (запасное имущество и принадлежности) 1
  21. – Комплект документации 1

Кузов аппаратной машины разделен экранированной перегородкой на 2 отсека: аппаратный отсек и отсек оператора.

В аппаратном отсеке размещены:

  1. – Передающие устройства И-216
  2. – Входное устройство приемников И-279м
  3. – Полосовые фильтры, дуплексеры и распределитель мощности фидерного тракта И-126
  4. – Один из каркасов-опор антенны И-116
  5. – Дегидратор
  6. – Коаксиальные переключатели

В отсеке оператора размещены:

  1. – Пульт управления И-326м 1
  2. – Приемники И-246м 2
  3. – Возбудители-гетеродины И-236м 2
  4. – Аппаратура уплотнения П-303 оБ (П-330-6) 1
  5. – Радиостанция Р-138 1
  6. – Щит распределения питания А-258 1
  7. – УКВ радиостанция Р-105М 2
  8. – Комплект КИП
  9. – Комплект ЗИП

Кузов аппаратной машины разделен экранированной перегородкой для снижения интенсивности СВЧ колебаний до допустимых санитарных норм.

На крыше аппаратной машины установлено два антенных устройства И-116.

Кабина водителя оборудована УКВ радиостанцией Р-105М с преобразователем питания И-293.

Силовая машина И-613м представляет из себя автономную электростанцию имеющую такие же габариты, как и аппаратная машина, и имеет массу 13 400 кг.

Кузов силовой машины разделен перегородкой на два отсека: отсек оператора и агрегатный отсек.

В агрегатном отсеке размещены:

  1. – Два дизель-электрических агрегата АД-20-Т/230М
  2. – Верстак для слесарных работ
  3. – Кузовной вентилятор

В отсеке оператора размещены:

  1. – Автотрансформатор 380/220В И-283
  2. – Щит оператора И-383
  3. – Щит отопителя
  4. – Щит ФВУ-А-100н-12 – Фильтровентиляционная установка
  5. – Рабочий столик с телефоном ТА-57
  6. – Диван для отдыха членов экипажа
  7. – Кузовной вентилятор

Каждый отсек имеет свою входную дверь. Между отсеками находится герметически закрывающая дверь.

В кабине водителя установлена УКВ радиостанция с преобразователем питания И-293.

УКВ радиостанции обеспечивают радиосвязь между аппаратной и силовой машинами в движении.

При работе Р-412А на боевой позиции при обеспечении тропосферной связи служебные переговоры между аппаратной и силовой машинами осуществляется по проводной линии связи.

Кузова обеих машин оборудованы отопителями ОВ-65 и системами ФВУ-А-100н-12.

Р-412А 4Р-412А 5

Станция обеспечивает дуплексную связь по трем (шести) стандартным каналам ТЧ и одному каналу служебной связи при работе в режиме ЧУ (частотное уплотнение) – ЧМ (частотное телеграфирование), а также передачу и прием бинарной информации со скоростями 1.2, 4.8, 12 или 48 Кбод при работе в режиме ЧТ (частотная модуляция).

Время развертывания станции Р-412А с момента установки ее на позиции до вхождения в связь не более 30 минут.

Экипаж станции Р-412А состоит из 6 человек:

  1. – Начальник станции – 1 чел.,
  2. – Механик тропосферной связи – 3 чел.,
  3. – Водитель-электромеханик – 2 чел.

Оконечная аппаратура подключается к Р-412 от УС по кабелю типа П-296 или ПТРК.

Служебная связь с УС осуществляется по проводным линиям или через УКВ радиостанцию Р-138.

Электропитание станции осуществляется либо от автономного источника тока, либо от промышленной сети переменного тока.

В станции имеется 100% резерв основного оборудования (за исключением антенн и входного устройства). Существующий комплект аппаратуры с учетом наличия резерва обеспечивает длительную непрерывную работу станции.

Р-412АМ и Р-412СМ

автомобильные станции армейского звена управления “Резонер-А” и “Резонер-С” комплекса Р-412М (“Резонер”). Размещаются на автомобилях КамАЗ

Р-412АМ 1  Р-412АМ

В начале 80-х годов коллективом ОГК Красноярского радиотехнического завода (Главный конструктор – Бессмертных С.А.) была проведена глубокая модернизация семейства станций тропосферной связи Р-412 по теме “Резонер”, базовая мобильная модернизированная станция имела индекс Р-412АМ. Модернизация проводилась по результатам эксплуатации средств военной связи в Афганистане и в Среднеазиатских республиках СССР. Станция предназначалась, для замены серийно выпускаемой тропосферной станции Р-412А (“Торф”), и по ТТХ превосходила ее (увеличенная дальность связи, наличие дискретного режима работы на 27 ЦТФ каналов, на порядок увеличенная достоверность принимаемой информации, в 10 раз повышенная надежность, значительно улучшенное удобство эксплуатации, меньшая потребляемая мощность, улучшенные условия обитания, обусловленные наличием кондиционера в аппаратной машине).

Станция Р-412АМ была по достоинству оценена в войсках, как лучшая тропосферная станция СССР, и успешно эксплуатируется в начале 21 века в армиях РФ и некоторых стран СНГ, а также в народном хозяйстве.

Станция имеет две модификаций:

  1. Р-412АМ – размещенная на 2-х автомобилях “КамАЗ-4310” или “Урал-4320” (аппаратная машина и станция электропитания);
  2. Р-412СМ – стационарный вариант со стационарной антенной мачтой высотой 18 метров.

За годы серийного производства было выпущено и поставлено в войска и народное хозяйство СССР несколько сотен станций Р-412АМ и Р-412СМ. Серийное производство станций осуществлялось на Красноярском радиотехническом заводе.

Р-412Б

станция армейского звена управления на бронебазе “Торф-Б” комплекса Р-412 (“Торф”). Размещается на об. 10 (МТ-ЛБу)

Р-412Б

Смонтирована на базе гусеничного бронетранспортера МТ-ЛБу. Станция имеет 1 комплект основного оборудования (возбудитель – гетеродин, передатчик, приемник, входное устройство, аппаратура уплотнения) и, таким образом, работает без резерва. Питание станции осуществляется от генератора типа ГАБ-8-Т/230, подключенного к системе отбора мощности двигателя МТ-ЛБу.

Р-412М

комплекс средств малоканальной тропосферной СМВ радиорелейной связи “Резонер”

Р-412С

стационарная станция “Торф-С” комплекса Р-412 (“Торф”)

Р-412С 1 Р-412С 2

Р-412С 3 Р-412С
Устанавливается на стационарных, защищенных и незащищенных, УС и имеет комплектацию, аналогичную Р-412Ф. Вместо ЭПС, в качестве автономного источника электропитания, придается агрегат АД-20-Т/230м, а вместо мобильной антенной опоры ФЛ-95 “Сосна М” станция Р-412Ф комплектуется стационарной 20-ти метровой опорой “Сосна-18С”.

Р-412Ф

автомобильная станция фронтового звена управления “Торф-Ф” комплекса Р-412 (“Торф”). Размещается на 2 автомобилях Урал-375Д и 1 автомобиле ЗиЛ-131

Р-412Ф

Помимо машин, входящих в состав станции Р-412А, в состав станции Р-412Ф входит мобильная 5-и секционная антенная опора ФЛ-95 «Сосна-М» на шасси Зил-131Н.

Аппаратная машина И-606 выпускалась в нескольких версиях.

Антенное устройство станции состоит из 2-х одинаковых по конструкции осе-несимметричных параболических антенн И-116-1, установленных на крыше аппаратной машины. Диаметр отражателей 2.5 м. Электрические центры отражателей антенн разнесены по горизонтали на 4 метра. Ширина диаграммы направленности по уровню половинной мощности -2°.

Р-412ФМ

автомобильная станция фронтового звена управления “Резонер-Ф” комплекса Р-412М (“Резонер”)

Александр

Неизменное хобби - радиосвязь. QTH - г. Донецк, ДНР.

Читайте также:

Добавить комментарий

Translate to»